Основы социальной педиатрии. Руководство. Выпуск 23
Описание
Под общей редакцией В.Ю. Альбицкого
Год издания: 2021
Количество страниц: 412
ISBN: 978-5-6042576-1-6
Вес: 0,888 кг
Издательство: ПедиатрЪ
Книга содержит информацию о становлении и развитии социальной педиатрии в качестве важной составляющей педиатрической науки и практики. Подробно описаны этико-правовые основы охраны здоровья матери и ребенка. Основные разделы посвящены методам изучения, ведущим тенденциям и закономерностям в состоянии здоровья детского населения, влияющим на него социальным детерминантам, проблемам и путям совершенствования организации медико-социальной помощи детям.
Содержание
ОТ РЕДАКТОРА
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.
Социальная педиатрия — важнейшая составляющая педиатрической науки и практики. Истоки и этапы формирования
1.1. Социальная педиатрия как наука, область практики и предмет преподавания
1.2. Развитие системы охраны здоровья детей в России
1.3. Становление социальной педиатрии в России
1.4. Социальная педиатрия за рубежом
ГЛАВА 2.
Международное право в сфере охраны здоровья детского населения
2.1. Права ребенка на жизнь и охрану здоровья
2.2. Международные акты по охране здоровья детей
2.3. Европейская стратегия охраны здоровья детей и подростков
2.4. Основные направления охраны здоровья подростко
ГЛАВА 3.
Государственная политика Российской Федерации в сфере охраны здоровья и благополучия детей и подростков
3.1. Законодательное обеспечение права детей на охрану здоровья
3.2. Основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения
3.3. Основные направления государственной политики России в области охраны здоровья детей (2018–2030 гг.)
ГЛАВА 4.
Биоэтические дилеммы в педиатрии
ГЛАВА 5.
Здоровье детского населения: определение, составляющие, методы изучения
5.1. Определение здоровья и его составляющие
5.2. Показатели здоровья детского населения и методы его изучения
5.3. Комплексная оценка состояния здоровья детей.
5.4. Качество жизни — важнейший критерий оценки состояния здоровья детей и подростков
ГЛАВА 6.
Основные закономерности и медико-социальные проблемы развития ребенка
6.1. Внутриутробный этап
6.2. Внеутробный этап
6.2.1. Период новорожденности (0–28 дней)
6.2.2. Младенческий, грудной возраст (29 дней–12 мес.)
6.2.3. Ранний возраст (преддошкольный; 1–2 года 11 мес. 29 дней)
6.2.4. Дошкольный период (3–6 лет)
6.2.5. Младший школьный возраст (7–11 лет)
6.2.6. Старший школьный возраст или подростковый период (12–17 лет)
ГЛАВА 7.
Социальные детерминанты и факторы риска, их влияние на здоровье детского населения
7.1. Глобальные угрозы здоровью детей
7.2. Социальные детерминанты здоровья
7.3. Классификации факторов и контингентов риска
7.4. Поведение подростков, опасное в отношении собственного здоровья
7.4.1. Возрастные особенности
7.4.2. Гендерные различия
7.4.3. Возрастная динамика изменения распространенности поведенческих факторов, влияющих на здоровье
7.4.4. Различия между показателями в России и другими странами
ГЛАВА 8.
Медико-социальные проблемы репродуктивного здоровья детей и подростков
8.1. Актуальность и значимость проблемы
8.2. Дефиниции и составляющие репродуктивного здоровья
8.3. Болезни мочеполовой системы
8.4. Значение социальных и поведенческих факторов
8.5. Проблема аборта и юного материнства
8.6. Выводы
ГЛАВА 9.
Медико-социальные проблемы нарушений психического здоровья детей и подростков
9.1. Психические нарушения у детей и подростков: актуальность и значение
9.2. Расстройства аутистического спектра как медико-социальная проблема
9.3. Медико-социальные аспекты суицидального поведения у детей и подростков
9.4. Медико-социальные проблемы употребления подростками психоактивных веществ
ГЛАВА 10.
Медико-социальное значение важнейших видов детской патологии
10.1. Общие тенденции заболеваемости детского населения по данным государственной статистики
10.2. Хронические неинфекционные заболевания как медико-социальная проблема
10.2.1. Болезни органов дыхания
10.2.2. Болезни системы кровообращения
10.2.3. Болезни эндокринной системы
10.2.4. Болезни костно-мышечной системы
10.2.5. Состояния, возникающие в перинатальном периоде
10.2.6. Врожденные и наследственные заболевания
10.2.7. Травмы, отравления и другие последствия внешних причин
ГЛАВА 11.
Детская инвалидность как медико-социальная проблема
11.1. Актуальность проблемы
11.2. Проблемы учета
11.3. Медико-статистические закономерности
11.4. Заболевания, обуславливающие общую инвалидность
11.5. Медико-социальные причины детской инвалидности
11.6. Законодательное сопровождение
11.7. Медицинская реабилитация
ГЛАВА 12.
Смертность детского населения как медико-социальная проблема
12.1. О численности детского населения
12.2. Место российской смертности детского населения в мире
12.3. Статистические закономерности
12.4. Причины смертности детского населения
12.5. Задачи и направления дальнейшего снижения смертности детского населения
ГЛАВА 13.
Семья как объект педиатрической практики
13.1. Основные параметры медико-социальной характеристики семьи
13.2. Семейное неблагополучие и здоровье детей
13.3. Принципы семейной медицины в первичном звене педиатрической службы
ГЛАВА 14.
Организация медико-социальной помощи детскому населению
14.1. Организационные основы медико-социального сопровождения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
14.2. Организация медико-социальной помощи в первичном звене здравоохранения
ГЛАВА 15.
Организация паллиативной помощи детскому населению
15.1. Дефиниция
15.2. Начало развития
15.3. Методологические основы
15.4. Организационные основы паллиативной помощи детям
15.5. Критерии к проведению
15.6. Вопросы подготовки и закрепления кадров
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Письмо от 25 мая 2017 г. № 15-2/10/2-3461
А.А. Баранов, В.Ю. Альбицкий, Н.В. Устинова, О.В. Куликов,
Р.Ф. Шавалиев, Д.Г. Губайдуллина, Л.В. Плаксина
Методические рекомендации «Организация трехуровневой системы медико-социальной помощи детям в трудной жизненной ситуации»
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА